На берегу Мертвого Донца , одного из рукавов дельты Дона, на западной
окраине хутора Недвиговки, возвышается холм правильной, почти
квадратной формы , окруженный с трех сторон глубоким рвом. На нем
видны груды камней, а кое-где остатки разрушенных каменных крепостных стен
и жилых построек. Это Танаис,древнейший город Подонья,один из
опорных пунктов древнегреческих колонизаторов, кото- рые в
погоне за рабами и дешевой сельскохозяйственной продукцией проникали в эти места.
Город существовал с III века до н.э.по IV век н.э.Здесь греческие
купцы обменивали или продавали вино, оливковое масло, керамику,
изделия из стекла, оружие, различные украшения и другие товары,
привозимые из Греции и городов Боспорского царства. В обмен они получали
рабов,хлеб, рыбу, скот, шкуры , мед , воск и везли их на своих
судах в Грецию и Рим.
Танаис был не только первостепенным торговым городом но и крупной крепостью
и военной базой Боспора.
Двадцать веков тому назад здесь бурно кипела жизнь. Но в 40-х годах
III века н. э. Танаис постигла катастрофа . Город был взят и совершенно
разрушен неприятелем. При раскопках повсюду ясно видны следы
огромного пожара – обго- релые балки, уголь, зола, следы огня на каменных строениях.
Несомненной является гибель города в огне.
После этого разгрома Танаис более ста лет не восстанавливался. По-видимому,
его жители или погибли, или были угнаны в рабство.
Только во второй половине IV века н. э. здесь опять возникает жизнь .
Но город этот уже ничем не напоминал того цветущего торгового и прои
зводственного центра, каким был прежний Танаис. Теперь это было незначительное
поселение с плохими постройками и слабыми укреплениями .
В конце IV века он окончательно погиб, вероятно, в результате
нашествия гуннов.
Раскопки Танаиса продолжаются. И, может быть, Танаис раскроет нам
еще не одну свою тайну.
(В.Левченко Б. Нагорный)
О ВРЕМЕНАХ НЕЗАПАМЯТНЫХ
О ВРЕМЕНАХ НЕЗАПАМЯТНЫХ
Давным-давно жило
будто бы в приазовских степях(тогда они мео- тийскими звались )
воинственное племя амазонок, женщин воитель- ниц . Мужественные
и гордые , они сами
землю пахали и хлеб сеяли, скот пасли , на зверей дикихохотились . По осени амазонки
веселые праздники у большихкостров устраивали. Eсли
же
им враг угрожал, меняли
они соху на лук и копье и умели постоять за себя . Сам
Алек- сандр Македонский не рискнул против них в поход отправиться.
--- Если я одержу победу над амазонками , - сказал он- мояслава не возрастет . Если
же они меня победят , это будет страшным позором. Будут
говорить, что великого Александра побили женщины…
И полководец
отменил свой поход.
Но в ту же самую
пору, когда гремела слава Александра Македонского, юноша Танаис
сын вавилонского жреца Бероса и ама- зонки Лизиппы – вздумал
будто бы посмеяться над
военными талан- тамиженщин и былжестоко наказан.
Богиня Венера внушила Тана- ису
любовь к собственной матери, и юноша с отчаяния бросился в
реку.
С тех пор реку так
и стали называть – Танаис.
Высокий холм, с которого Танаис бросился, по преданию, в
воды широкой степной реки,
существует и поныне. С него можно увидеть всю голубую дельту
Дона.
Здесь, в устье
Дона, стоял много тысячелетий назад большой и шумный город Танаис.
Здесь проходила
граница между Европой и Азией.
Здесь эллинский мир
встречался с миром степных кочевников – сарматов и скифов.
Город-легенда,
город-загадка,Танаисвстал из
небытия и сущес- твует в наши дни как
археологический музей – заповедник.
Когда бродишь по
улицам навеки уснувшего города , в знойном мареве чудятся тебе паруса галер , прибывших
из Афин и Панти- капея, и полуголые
рабы,которые грузят на суда
амфоры с душис- тым медом ипшеницей, и ремесленники,сильные, загоревшие,в длинных
кожанных фартуках,ирыбаки,что смолят перевернутыелодки, отгоняя детвору от
черно дымящих костров…
Слово
«Танаис»-наполовину сарматское, производное от «тон», «тан»,что значит «вода»,
«река».