Home
гостевая
история
поэзия
проза
казачество
музеи
спорт
ФОТОПРИКОЛЫ
анекдоты
архив

Про печать казачью

Цикл «Мой монументальный папа»
МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ШОЛОХОВА


     Изваяние Михаила Шолохова высится на ростовской набережной. Оно было установлено здесь 25 мая 2000 года – к 95-летию со дня рождения писателя. Событие это не обошлось без анекдотических подробностей, о которых в своё время автору этих заметок сообщили источники, близкие к городской администрации. Не беру на себя ответственности за полную достоверность информации, однако в нашей удивительной стране нет ничего невозможного. В конце мая 2000 года в кабинете губернатора Ростовской области Владимира Чуба якобы раздался звонок из Москвы. Звонил министр культуры Михаил Швыдкой. Министр выразил глубокое неудовлетворение появлением в Ростове памятника Михаилу Шолохову. Оказывается, Москва планировала открытие этого монумента на Дону к 100-летнему юбилею писателя. И неожиданный дар украинского города Луганска Ростову оказался для столичных чиновников неприятным сюрпризом. Но и это не все. По свидетельству источников, Швыдкой сообщил губернатору, что Кремль (якобы в лице Владимира Путина) выразил грозное неудовольствие тем, что в правой руке великий русский писатель держит папиросу: мол, чему эти скульпторы учат подрастающее поколение?! Ошеломленный губернатор якобы после московского звонка тут же поднял трубку и позвонил ростовскому мэру, где в соответствующей интерпретации изложил все, что думает по поводу “недомыслия” городских властей, приведшего к всевышнему столичному гневу. И предложил городскому голове “устранить недостатки”.
     Тот срочно созвал приближенных, чтобы решить, что делать. Монумент, конечно, не снесешь – открывали его с большой помпой. Остается отучить Каменного Гостя от дурной привычки к курению. Но как? Во время обсуждения было предложено три варианта: вместо злополучной папиросы вставить в руку Шолохова: а) кепку; б) газету; в) книгу. От кепки отказались сразу – слишком напоминает Ильича № 1. Помыслив, отвергли и газету, памятуя, что газета у нас часто используется в определенных местах, и это может вызвать ненужные ассоциации. Вариант с книгой серьезных нареканий не вызвал. Теперь вопрос лишь в том, какую книгу заставят читать писателя – “Поднятую целину”, “Тихий Дон” или брошюру о вреде курения?
     P.S. Автор этой публикации – некурящий и строго следует советам Минздрава. Но Шолохов-то не мыслил своей жизни без крепкой папироски!
     ПОСТ СКРИПТУМ.
     А папироска-то у Михаила Александровича осталась!
    
К традиционным бедам России – дорогам и дуракам – в Ростовской области можно добавить юбилеи и памятники .....
     Как-то журналист ростовской газеты “Город N” решил выяснить, можно ли за хорошие деньги воздвигнуть на центральной площади донской столицы памятник монументального идиотизма? Репортер обратился к чиновникам с предложением увековечить в изваянии... панду с граблями! Мол, по заказу китайских крестьян. Услышав о сумме в “баксах”, чиновники радостно закивали: да хоть крокодила с пулеметом!
     Я это в том смысле, что пристрастие отечественных градоначальников к художественной лепке чего попало грозит перерасти в национальную эпидемию. От Москвы с ее легендарным Зурабом оно уже докатилось до самых до окраин. Первый симптом “монументальной лихорадки” – приближение праздников: от столетия ремонта макаронной фабрики до именин губернаторского пуделя.
     На Дону в особом почете городские юбилеи. По мере их приближения чиновные головы срочно начинают мыслить, какую “нетленку” изваять в бронзе и граните. К 300-летию родины Чехова решили, например, почтить Александра I, который всю жизнь провел в дороге, а умер в Таганроге. Многие жители намекали, что неприлично лепить самодержца в год 200-летия Пушкина. Мол, поэт считал тезку своим первым врагом и отзывался о нем не иначе как “властитель слабый и лукавый, прыщавый щеголь, враг труда” и далее в том же духе. Однако памятник все же воздвигли, да еще рядом с Пушкинским бульваром! В назидание шибко грамотным...
     А в Ростове оскандалился Александр с инвентарным номером два. Здешний мэр задумал к 250-летию города поставить перед собором памятник святому Димитрию Ростовскому. Но на дыбы встала часть общественности.
     – Знать не знаем никакого Димитрия! – возмутился краевед Владимир Сидоров. – На этом месте стоял памятник Александру II!
     В дискуссионном стиле “А ты кто такой?” краевед пояснил, что Димитрий в Ростове – человек случайный, и вообще слишком жирно какому-то митрополиту иметь город с миллионным населением, когда у апостолов Петра и Павла на двоих один Петропавловск. Сидоров даже отказался от денежной премии, которой был награжден к юбилею. Или святого вон, или денег не возьму! Жуткий ультиматум почему-то никого не испугал. И митрополит в стиле японских борцов сумо спихнул-таки государя с пьедестала.
     Сиамские святители

МОНУМЕНТ СВЯТОМУ С ГРАБЛЯМИ


     Идея монумента святителю возникла у скульптора Анатолия Скнарина. В 1989 году она была одобрена Министерством культуры, и автор создал несколько вариантов фигуры. В 1993 проект демонстрировался на выставках. Ряд важных деталей подсказал Скнарину архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. В 1996 проект получил высокую оценку комитета по архитектуре и градостроительству, и по распоряжению городского головы был заложен первый камень в фундамент... Но беда в том, что Скнарин – вроде как местный Церетели. Его работы определяют облик города: “Тачанка” на южном въезде, памятник участникам стачки 1902 года, ажурные шары-светильники на Пушкинской... Кому ж это понравится? И когда по городам и весям прокатился девятый вал “перестройки”, собратья по Союзу художников (председателем коего Скнарин являлся) быстренько сместили его с поста и вытурили из организации! Но на этом творческая интеллигенция не угомонилась. Узнав, что идея Скнарина обретает финансовую поддержку, новый председатель СХ Геннадий Запечный обратился в мэрию с требованием провести открытый конкурс на лучший проект монумента. Не допустим кулуарщины и келейщины! И потянулся многострадальный конкурс... “Война проектов” длилась три года. В конце концов мэр Чернышев не выдержал: – Или будет победитель – или не будет памятника! И жюри мгновенно выносит вердикт: признать победителем проект... скульптора Владимира Белякова. Скандал! Не потому, что работа Белякова появилась чуть ли не за несколько дней до исторического решения. Дело в другом. Национальное агентство по авторским и смежным правам позже констатировало: проект Белякова в общем и целом копирует скнаринский. Речь идет о пошлом плагиате. Но поезд ушел... Саккос накось В результате Мы имеем памятник, достойный нашей лубочной “духовности”. Самоварным золотом следовало бы на нем выбить гениальную фразу Виктора Степановича про “получилось как всегда”. Во-первых, в православии памятники не воздвигаются – ни святым, ни грешным. Они считаются отголосками язычества и называются вполне определенно – “болван”, “истукан”, “идолище”... Не лучший способ почтить память святого Димитрия избрали отцы города! Правда, существуют памятники Кириллу и Мефодию, Александру Невскому. Но не как святым, а как создателям славянской письменности, князю-воину. В таком случае и в Ростове должен быть увековечен Данила Туптало, сын лихого запорожского казака, принявший монашеское имя Димитрия – замечательный духовный писатель, создавший знаменитые “Четьи-Минеи”. Но кому дело до таких тонкостей, если до сих пор многие горожане путают Димитрия Ростовского с Дмитрием Донским? Дальше – больше. Беляков умудрился развернуть статую... спиной к храму! От такого неслыханного кощунства святой Димитрий, наверное, перевернулся в гробу! Автор памятника Александру II Микешин в свое время развернул царя боком к собору... Защитники беляковского идола возражают: представьте, что святитель выходит из храма и осеняет народ знамением... Мы бы рады. Но как представить, что Димитрий карабкается на пятиметровый постамент?! Кстати, здоровенный громила с косой саженью в плечах и окладистой бородищей не имеет никакого отношения к реальному святителю. В жизни это был худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в скромной шерстяной ряске. Конечно, художник имеет право на собственное видение. Но нельзя же, к примеру, украсить ленинскую лысину пышной шевелюрой Маркса, а заодно отрастить вождю бороду Энгельса! И еще одна деталь. Скнаринский святитель был хотя бы облачен в саккос – грубую рясу из мешковины. Беляков же одел свое изваяние в праздничную мантию, которая носится во время торжественных богослужений и имеет шестиметровый шлейф! Истукану шлейф пришлось... обрезать! Легким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты... Побывавший в Ростове патриарх Алексий счел за лучшее вообще не заметить “святое идолище” – от греха подальше... Так и стоит перед собором невесть что – не то панда в рясе, не то святой с граблями. А куда денешься? Как говорится, за все заплачено...

КАЗАЧИЙ ПОРТРЕТИСТ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА
Открыта памятная доска Сергею Королькову - гениальному скульптору и антисоветчику



     На днях в Ростове-на-Дону произошло событие, которое по праву можно назвать сенсационным: на фасаде здания театра имени Горького открыта мемориальная доска в честь выдающегося донского графика и скульптора Сергея Королькова.
     Сегодня, к сожалению, мало кто в России знает, кто такой Корольков. Долгое время произносить его имя было просто опасно. После Великой Отечественной войны оно находилось под запретом. Между тем во всем мире Королькова называют «донским Роденом».
     Корольков родился в 1905 году на Тихом Дону, в станице Константиновской, в юные годы был свидетелем расказачивания коренных жителей Донщины, затем - раскулачивания крестьян, травли и уничтожения интеллигенции и других широкомасштабных акций сталинского геноцида. Все это привело молодого художника в стан идейных врагов Советской власти. Даже в мрачные 30-е годы он не особо пытался скрывать свои взгляды, за что не однажды попадал в ОГПУ и только чудом избежал расстрела. По преданию, за талантливого художника якобы заступался сам Михаил Шолохов: иллюстрации Королькова к «Тихому Дону» до сих пор остаются непревзойденными, хотя до последнего времени советские издания романа украшали только рисунки Ореста Верейского.
     Однако, скорее всего, заступничество Шолохова - это всего лишь красивая сказка, не подтвержденная документально. Властям Корольков был необходим прежде всего как гениальный скульптор. Он является автором горельефов, украшающих знаменитый ростовский театр имени Максима Горького, строительство которого началось в 1930 и завершилось в 1935 году. Уже в то время Корольков был одним из самых талантливых монументалистов, известных всему миру. А театр мыслился как восьмое чудо света, призванное продемонстрировать преимущества страны победившего пролетариата. Здание действительно поражает воображение: сделанное в форме гигантского трактора, оно считается шедевром мирового конструктивизма и занимает одно из центральных мест в экспозиции Британского музея. И, конечно, театр немыслим без горельефов казачьего скульптора - «Железный поток» и «Гибель Вандеи». Сам выбор темы последнего отдает антисоветчиной: название мятежного французского департамента с конца восемнадцатого века является символом контрреволюции, а уж в России Вандея прямо ассоциировалась с мятежным Доном 1918 - 1920 годов (который даже в большевистской печати называли «казачьей Вандеей»). Так что это произведение можно считать памятником вольным казакам, погибшим за свою свободу.
     Горельефы, однако, понравились властям, не усмотревшим в них скрытого смысла. Правда (опять-таки по преданию), приемная комиссия предъявила к «Железному потоку» ряд идеологических претензий. Почему знаменосец оказался позади атакующих, почему знамя без древка, почему у одного из пролетариев нет винтовки? Ничего не ответил Корольков. Просто взял лопату да саданул несколько раз по горельефу, отбив две крайние фигуры... Так ли, нет ли, но следы от лопаты видны до сих пор.
     Но табу на имя выдающегося скульптора было наложено вовсе не поэтому. До войны Корольков создает еще и горельефы на фасаде гостиницы «Ростов» (вместе с Евгением Вучетичем), работает много и плодотворно... Переломным пунктом в отношениях между властью и художником стал 1942 год. Когда фашистские войска захватили Ростов, Корольков не эвакуировался. Напротив: он сознательно остался в городе, приветствовал оккупационные войска как «освободителей» и даже вошел в состав марионеточного Донского правительства.
     В 1943 году художника приглашают в Германию, где он удостоился невиданной чести: Корольков создает портрет самого Адольфа Гитлера, и именно это изображение тиражируется затем на миллионах почтовых марок третьего рейха! Таким образом фашистское руководство отдает дань таланту художника-коллаборациониста. После окончания второй мировой войны Сергей Корольков перебрался за океан, в Соединенные Штаты, где стал президентом ассоциации американских скульпторов и умер в 1987 году.
     Даже после перестройки, когда из забвения были возвращены имена многих отечественных деятелей культуры, никто долгое время не решался вернуть России имя Сергея Королькова. Дело сдвинулось, когда Воениздат в начале 90-х годов издал «Тихий Дон» с иллюстрациями выдающегося казачьего графика. И вот теперь его память увековечена на его большой и малой Родине. Доска изготовлена ростовской фирмой «Родос» из белого мрамора, который для этой цели специально привезен с Урала.

СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ БУДЕННЫЙ СКАКАЛ НА РЫЖЕМ КОБЫЛЕ…



     Был в центре Ростова собор Александра Невского. Его благополучно разрушили, а вокруг пустыря, получившего гордое название площади Советов, построили здания обкома и горкома КПСС. Ныне, после второго крещения, - администрации области и представительство президента России в Южном Федеральном округе. Между ними, как рефери на ринге, застыла на постаменте монументальная скульптурная группа из всадника на коне, пешего бородача в шинели и лежащего матроса. Конь выполнен настолько реалистично, что Давиду Микеля Анджело впору устыдиться ничтожности своих мужских достоинств. В честь большого и тяжёлого конского “хозяйства” место рядом с монументом с 1972 года (дата возведения шедевра) именуется - “под яйцами”.
     Вообще-то памятник предназначался поначалу для Волгограда, где должен был напоминать об обороне Царицына в 1918 году (где настолько героически отличился гениальный товарищ Джугашвили, что ему чуть голову не оторвали товарищи по партии). Однако волжане творение скульптора Вучетича не оценили. Сообразительный мастер кайла и зубила шустро переименовал памятник в “Освобождение Ростова от белогвардейцев в 1920 году” и продал донцам, тем более что на коне изваян сам Семен Буденный, отряды которого взяли город и устроили здесь многодневный пьяный погром. Вучетич, поступивший в Ростовскую художественную школу всего через шесть лет после этих событий, к легендарному командарму испытывал тёплые чувства и даже пригласил героического усача на открытие монумента.
     Вот что вспоминал один из участников тех торжественных событий: Буденный вокруг походил - и насупился. Народ интересуется - “Ну, Семен Михайлович, похож?” Буденный обиженно: “Я-то похож! Но це ж издевательство! Казак никогда на кобыле не сидел!” Вот умные люди Вучетичу и присоветовали: знаешь, Михалыч - дед сварливый, съест он тебя. Ты бы приклеил к кобылке мужское начало … “Ах, так!” - подумал оскорбленный до глубины души скульптор. И слепил такие гипертрофированные конские причиндалы, которые по праву могут войти в книгу рекордов Гиннеса. Кстати, по сей день ростовчане это дело на Пасху белой или жёлтой краской красят. А ростовские “достоинства” с тех пор являют собой достоинство всего советского монументального искусства. И не только благодаря, прошу пардона, конским яйцам, но и из-за множества нелепостей, допущенных славным ваятелем. А ведь покривил душой славный усач Будённый: в казачьих войсках атаманы традиционно шли в бой именно на кобылах, чтобы горячие жеребцы устремлялись следом, повинуясь не только нагайкам, но и сексуальному чувству. Да и на парад красные командармы выезжали на кобылах же. Потому как неувязочка может выйти: лихой наездник рапортует главнокомандующему, а тут жеребца “поведёт” на какую-нибудь симпатяшку в конном строю… Рисуете картину?
     Да и сапоги на всаднике не кавалерийские, остроносые, а пехотные. Между тем тупоносыми кирзачами никогда не поймать стремя. Стремена современные, конкурные; седло – смесь спортивного с пастушеским; портупея – образца 1943 года, “ручная бомба Михельсона”, т.е. граната, которой матрос метит в резиденцию полпреда, не соответствует реальному образцу ни пропорциями, ни размерами… В общем, с памятником Семёну Михалычу не совсем повезло. А что теперь остаётся? Будем гордиться тем, что есть. Как гласит склерозная мудрость: терпи, казак – кобыле легче…
     Или есть ещё другая сентенция – грузинских мудрецов: каков поп, таков и клизм. Получил усатый казачура то, что заслужил. Ведь Конармия, которой командовали Буденный и Ворошилов (и которую лихо описал еврейский казак Исаак Бабель), часто выглядела шайкой уголовников. Об этом свидетельствует масса документов. Например, телеграмма члена Реввоенсовета Южного фронта Гусева от 20 октября 1920 года, посланная председателю РВС Льву Троцкому. В ней говорилось, что части 1-й Конной армии, проходящие через Черкасский уезд, "терроризируют власть, грабят и расстреливают жителей и даже семьи служащих в рядах Красной армии, весь скот угоняется, устраивается мобилизация лошадей, забирается последняя лошадь у крестьянина". Так что лучшим памятником Семёну и Климу был бы хороший фонарь с крепкой верёвкой…

Александр Сидоров

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz
Home гостевая история поэзия проза казачество музеи ФОТОПРИКОЛЫ анекдоты архив

Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder


Сайт создан в системе uCoz